Бэнджамин Франклин категорически не употреблял пива, как его коллеги по типографии в Англии. Он пил только чистую воду, что берегло его здоровье и сбережения.
"Я убедился, что глупо жить в ссоре с теми, с кем приходится постоянно иметь дело" - говорит Бенджамин, вспоминая, как ему пришлось уплатить лишние деньги как "вступительный взнос" при переходе из печатников в наборщики. Несмотря на заступничество хозяина, ему все же пришлось прийти на уступки коллегам, которые начали открыто "вставлять ему палки в колеса".
Еще одной его особенностью было то, что он никогда не опаздывал.
"Постепенно я начал убеждаться, что истина, искренность и честность в отношениях между людьми имеют громадное значение для счастья жизни."
Когда Франклин вдвоем со своим другом открыли собственную типографию, его знакомый Хауз привел к ним первого клиента, и как писал Бенджамин "...пять шиллингов, полученные от крестьянина, — первый плод нашей деятельности, к тому же столь своевременный, — доставил мне так много радости, как ни одна крона, заработанная впоследствии, а чувство благодарности, которое я испытал тогда по отношению к Хаузу, не раз побуждало меня оказывать помощь молодым начинателям..."
Решив занятся типографией в маленькой провинции в которой уже было два учреждения подобного плана, Франклину удалось добиться успеха только благодаря его необычайному трудолюбию. Он поздно ложиля, рано вставал и не отступал от поставленных целей практически никогда, чего бы это ему не стоило.
Франклин очень бережно относился к деньгам. Но кроме того, чтобы аккуратно платить по счетам и не тратить деньги попусту, он еще заботился о внешнем выражении этой бережливости. Одевался всегда просто, не появлялся в местах развлечений, на охоте, рыбалке - что обеспечило ему репутацию серьезного и дельного человека. Чтобы показать, что он не брезгует своей продукцией, он время от времени привозил домой свои материалы так, чтобы это заметили окружающие.
С одной стороны может показаться, что это чрезмерно, но, судя по рассказам о его конкурентах, которые придерживались практически кардинально другой позии: жили на широкую ногу, дорого одевались, ездили з аграницу и тратили деньги почем зря, они достаточно скоро обанкротились и были вынуждены всернуть свой бизнесс и доживать жизнь не в очень привлекательных условиях.
".. неудобство положения, когда один человек выступает зачинщиком полезного дела. Может возникнуть мнение, что благодаря этому делу он чуть возвысится над своими соседями, в то время как он именно нуждается в их помощи, чтобы осуществить свой план. Поэтому я стал по возможности держаться в тени и представлять свой проект как замысел многих друзей .. " Так Бенджамин описал свои начинания при вербовке подписчиков первой созданной им общественной библиотеки. Достаточно ценное наблюдение, если учесть, что в нынешнее время конкуренция меджу людьми стала еще более ожесточенной.
"Маленькая жертва, принесенная тщеславием в настоящем, в будущем будет вознаграждена сторицей. Если же останется невыясненным, кому принадлежат заслуги, и другие, еще более тщеславные, чем ты, решатся присвоить их себе, тогда даже зависть будет расположена воздать тебе должное, ощипав присвоенные перья и вернув их истинному владельцу."
"Чтение было единственным развлечением, которое я себе позволял."
"...отец внушал мне в детстве в числе других наставлений притчу Соломона: «Видел ли ты человека, проворного в своем деле. Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми». Поэтому я смотрел на трудолюбие как на средство достижения богатства и положения в обществе, и это поддерживало мое рвение ."
"Английская поговорка гласит: «Если хочешь преуспеть, проси об этом свою жену». Для меня было большой удачей, что моя жена была такой же трудолюбивой и бережливой, как и я сам."
Они жили очень скромно, не нанимали лишней прислуги, жена помогала ему в работе, чем только могла. Обстановка их дома была самой простой, а обед - самым скромным. но, тем не менее,
"... роскошь вкрадывается в семьи и делает успехи, невзирая ни на какие принципы: однажды утром я нашел свой завтрак в китайской чашке с серебряной ложкой! Они были куплены без моего ведома моей женой специально для меня и обошлись ей в колоссальную сумму двадцать три шиллинга; она думала, что ее муж заслуживает серебряной ложки и китайской чашки так же, как и любой из его соседей, — вот единственное, что она могла привести в оправдание своей покупки. Это было первым случаем появления столового серебра и фарфора в нашем доме; с течением времени, по мере роста нашего богатства их количество возросло и достигло стоимости нескольких сотен фунтов."
"Я никогда не утрачивал некоторых религиозных принципов. Например, я никогда не сомневался в существовании бога, в том, что он создал мир и управляет им своим провидением, что бог более всего любит делать добро людям, что наши души бессмертны и что все преступления будут наказаны, а добродетель вознаграждена здесь или в будущей жизни."
Религиозность Франклина была большей степени направлена на ее моральную чторону, поэтому он благожелательно относился к представителям других религий. Но сам в церкви появлялся достаточно редко, предпочитая учение в воскресенье посещению проповеди скучного местного священника. Он молился собственоо сочиненной молитвой, озаглавленной «Пункты веры и действия религии».
Бэнджамин всегда стремился жить правильно, добродетельно. И хотел искоренить вредные привычки вовсе. Для начала он составил список из 13 пунктоа, в котором перечислил те добродетели, которыми должен обаладать человек (по его мнению) и снабдил их наставлениями. Приведу их список:
1. Воздержание. — Есть не до пресыщения, пить не до опьянения.
2. Молчание. — Говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.
3. Порядок. — Держать все свои вещи на их местах; для каждого занятия иметь свое время.
4. Решительность. — Решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.
5. Бережливость. — Тратить деньги только на то, что приносит благо мне или другим, то есть ничего не расточать.
6. Трудолюбие. — Не терять времени попусту; быть всегда занятым чем-либо полезным; отказываться от всех ненужных действий.
7. Искренность. — Не причинять вредного обмана, иметь чистые и справедливые мысли; в разговоре также придерживаться этого правила.
8. Справедливость. — Не причинять никому вреда; не совершать несправедливостей и не опускать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.
9. Умеренность. — Избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь это уместным, чувство обиды от несправедливостей.
10. Чистота. — Не допускать телесной нечистоты; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.
11. Спокойствие. — Не волноваться по пустякам и по поводу обычных или неизбежных случаев.
12. Целомудрие. — .......................
13. Скромность. — Подражать Иисусу и Сократу.
Далее в книге опысывается, каким именно путем Франклин пытался им следовать, каких успехов и поражений достиг. Очень занимательная часть повествования.
Позже Франклин решил создать общество Свободных и Спокойных - мировое общество добродетельных людей, которые заботились бы о благополучии всего человечества в противовес политическим партиям, члены которых думают прежде всего о своих личных интересах и потербностях.
"Меня не останавливали грандиозные размеры предприятия, так как я всегда считал, что один мало-мальски способный человек может произвести большие перемены и совершить великие дела в мире, если он предварительно разработает хороший план и, отказавшись от всех развлечений или других занятий, которые могут его отвлечь, посвятит все свое внимание и силы выполнению этого плана. "
И, хотя Бенджамин Франклин совершил в жизни немало хороших и добродетельных начинаний, организации этого общества так и не суждено было случиться.
В своей газете Франклин отказывался печатать заказные клеветнические статьи, а также любые публикации, которые могли осквернить кого-либо.
Он был убежденным приверженцем женского образования и развития в частности. Он чситал, что это может сослужить хорошую службу женщинам в любой трудной жизненной ситуации, и поможет намного больше, чем танцы и вышивание.
"...Я считал, что лучше читать хорошие проповеди, написанные другими, чем свои, да плохие..." - это изречени касалось ситуации, произошедшей с одним весьма успешным с свое время проповедником, когда обнаружилось, что он обладал феноменальной памятью и просто пересказывал когда-либо услышанные или прочитанные труды.
Самостоятельно изучив французский, испанский, итальянский и латынь, Бенджамин пришел к выводу, что именно в такой последовательности эти языки и слудует учить, потому как лучше идти от простого к сложному, от употребляемого языка к мертвому.
Интересна еще одна цитата о " справедливости усвоенного мною старинного изречения, которое гласит: «Тот, кто однажды сделал вам добро, охотнее снова поможет вам, чем тот, кому вы сами помогли».
"..привожу урок молодым людям, занимающимся ведением чужих дел, чтобы они всегда вели счета с большой четкостью и пунктуальностью. Эти качества служат лучшей рекомендацией в глазах нанимателей и лучшим залогом успеха в делах."
Кроме того, что Франклин был талантливым бизнесменом и выдающимся общественным деятелем, он еще и был исследователем и изобретателем. На его долю можно приписать новувю конструкцию печи, разработку уличных фонарей и много других интересных вещиц.
"Человеческое счастье создается не столько большими удачами, которые случаются редко, сколько небольшими каждодневными улучшениями."
"Самые лучшие общественные меры редко принимаются в результате предварительного мудрого размышления; обычно они диктуются обстоятельствами."
"... по моим наблюдениям, такие умело дискутирующие, всем противоречащие и все опровергающие люди обычно бывают несчастливы в своих делах. Они иногда одерживают победу, но никогда не завоевывают доброжелательного отношения, которое было бы им гораздо полезней."
Бенджамин Франклин был твердо уверен в том, что работа отлично влияет на настроение людей и их позитивное отношение к окружающему миру. Поэтому он сам был очень деятельным и другим советовал постоянно занимать себя чем-то. Только не бездельничать, ибо это приводит к апатии, снижению жизнерадостности и недовольству собой и другими.
"...Я возразил, что некоторые из таких браков, заключенных не по взаимному выбору, могут оказаться очень несчастливыми. «То же может случиться, — ответил мой собеседник, — если вы позволите выбирать им самим». Этого я, действительно, не мог отрицать."