сентября 12, 2011

Заметки из "Автобиографии Вениамина Франклина"

Пользуясь советом Робина Шарма, канадского писателя, одного из самых известных в Северной Америке специалистов по мотивации, лидерству и развитию личности, из статьи под названием 60 TIPS FOR A STUNNINGLY GREAT LIFE (60 советов успешной жизни) начала читать автобиографию Бенджамина Франклина.  В процессе буду добавлять интересные цитаты и комментировать их. 
 

Одна из первых замечательных фраз - "Мой отец убедил меня, что ничто нечестное не может быть действительно благодетельным". Поводом для высказывания послужил проступок детей, заключавшийся в том, что они для постройки пристани, из которой можно ловить рыбу, использовали камни со стройки частного дома, т.е., по сути, своровали их. Казалось бы, глупость, обыкновенная детская шалость. Но нужно отдать должное отцу, который внимательно относится к своим детям и пресекает их дурные начинания на корню. Ведь в следующий раз они могли бы совершить что-то действительно плохое.

 

Его отец был очень мудрым человеком. Интересной его особенностью было приглашать на обед стоящих  людей и вести разговоры на всевозможные умные темы, чтобы его дети развивались должным образом. При этом он совершенно не уделял внимания наполнению стола и качеству приговленной еды, считая это совершенно бесполезным и  ненужным.

Цитата об определенном стиле общения 
"...иногда мы вступали в споры и очень любили словопрения и всегда старались опровергнуть друг друга, а такая склонность к пре­пирательствам, кстати говоря, может превратиться в дурную привычку и часто делает человека невыносимым в обществе, так как он начинает всем противоречить; это же в свою очередь не только отравляет беседу, но и вызывает отвращение и вра­ждебность со стороны тех, с кем вы могли бы иметь дружественные отношения. Я приобрел эту привычку, начитавшись отцовских книг религиозно-полемического содержания. Люди здравомыслящие, как мне с тех пор довелось убедиться, редко себя так ведут, кроме юристов, университетчиков, а также всех, получивших образование в Эдинбурге."


Не буду цитировать эти отрывки, но для заинтересованных хочу заметить, что в книге Франклин описывает довольно занимательные методы, с помощью которых он практиковался в литературном деле.
 

Все деньги, которые были в распоряжении у Бенджамина, он тратил на приобретение книг, которыми зачитывался. Он их перепродавал и покупал новые книги снова и снова, читая днем и ночью.


Он любил оставаться в одиночестве, чтобы никто не мешал ему заниматься важными для него делами - чтением и письмом.

"...голова у меня была ясная и я быстро все схватывал благодаря умеренности в еде и питье " . Франклин в 16 лет был вегетарианцем, хотя и до этого совершенно не злоупотреблял едой.

И еще одно замечание, которое лично меня очень радует  - Франклин поступал также, как и я в отношении прочитываемых книг, в которых дается рекомендация на другую книгу другого автора. Об этом говориться в моей записи "Книги, которые стоит прочесть" 
http://misstyle-look.blogspot.com/2011/09/blog-post_12.html
Чувствую себя достойной не менее знасительного будущего)

Делая недюжие успехи в ораторсокм искусстве, Франклин говорит, что обязан этим использованию сократовского метода:  
"Я был им совершенно очарован и стал применять его; я уже больше не прибегал ни к отрицанию, ни к позитивной аргументации, а усвоил дозу смиренного вопрошателя. Кроме того, так как я, ... , сделался скептиком, ... то я нашел этот метод самым безопасным для себя и очень стеснительным для тех, против кого я его применял; поэтому я извлекал из него большое наслаждение, непрерывно в нем практиковался и достиг большого искусства в умении добиваться даже от весьма умных людей таких допущений, последствий которых они предвидеть не могли; при этом они попадали в затруднительное положение, выбраться из кото­рого были не в состоянии; подобным образом мне удавалось одерживать такие победы, которых не заслуживал ни я, ни отстаиваемый мной тезис."
Но вскоре он заявляет о том, что  
"Я прибегал к этому методу в течение ряда лет, но постепенно отказался от него, сохранив лишь привычку высказывать свое мнение с величайшей скромностью, никогда не употребляя таких выражений, как «разумеется», «несомненно» и прочих в том же роде, придающих оттенок непогрешимости мнению, которое может быть оспорено; я предпочитал говорить: «Мне представляется или думается, что дело обстоит так-то», или «В силу таких-то причин я бы сказал, что...», «Если я не оши­баюсь, то...». Такая привычка, как я полагаю, сослужила мне хорошую службу, когда впоследствии мне не раз приходилось убеждать людей в своей правоте и получать их согласие на осуществление тех мер, которые я стремился провести. А по­скольку главное во всякой беседе это поучать других или учиться самому, доставить удовольствие или убедить в чем-либо, то я бы хотел, чтобы умные люди, питающие хорошие намерения, не уменьшали силу воздействия своих доводов по­средством безапелляционной, заносчивой манеры говорить; это почти неизменно вызывает отвращение в слушателях, настраивает их недоброжелательно и, одним словом, достигает совершенно обратных целей, чем те, для которых мы одарены речью. Ведь если вы стремитесь поучать других, то безапел­ляционная, догматическая манера выражать свои мнения может вызвать противодействие и помешать внимательно вас выслу­шать, Если же вы хотите, чтобы другие уделили вам от своих знаний, то вам не следует заявлять о своей твердой привержен­ности к вашим нынешним взглядам; скромные и рассудительные люди, которые не любят споров, наверное предоставят вам и дальше пребывать в ваших заблуждениях. Если вы усвоите такую манеру, то трудно ожидать, что вы произведете приятное впечатление на своих слушателей или убедите тех, поддержкой которых вы хотите заручиться
Прошу прощения за стол длинную цитату, но в ней каждое слово кажется настолько уместным, что я совершенно ничего не смогла сократить.


"Людей надо учить так, как если бы вы их не учили, 
И незнакомые вещи преподносить как забытые."

  
Говорить хотя и уверенно, но с напускной скромностью." 

"Нескромные слова можно извинить лишь тем,

Что недостаток скромности есть недостаток ума."


 
 
"Иногда человек, имея немного денег, бывает более щедрым, чем когда их у него много, воз­можно потому, что боится, как бы не подумали, что у него мало." Выражение Франклина касаемо того, что он, по прибытии в Филадельфию в поисках работы, отдал свои последни еденьги гребцам на лодке, на которой он приплыл, хотя они от этих денег отказывались.

Еще один поступок молодого Франклина меня искренне поразил. Оказавшись один в возрасте 16 лет в совершенно незнакомом городе и на имеющиеся 3 пенни купив 3 пышных булки, одну он сьел сам, а, наевшись, две других оставил женщине с ребенком, вместе с которой он приехал в Филадельфию. Это даже немного безумно - ведь женщина не просила помощи, а у него не оставалось ни гроша и ничто не обещало ему пропитание. И тем не менее он поступил так. Удивительно и очень впечатляет. По-хорошему впечатляет...


"Вот как удобно быть рассудительным существом, ведь это дает нам возможность посредством рассуждения найти или изобрести повод сделать все то, к чему мы стремимся",- заметил Бенджамин после своего рассказа о том, как ему умело удалось убедить самого себя в том, что в поедании живого нет ничего плохого. Он перестал быть вегетарианцем просто потому, что ему захотелось сьесть жареной трески. Но аргументы у него были достаточно весомые для того, чтобы причислить это решение к смене принципов, а не посчитать выражением его собственной слабой воли.




Бэнджамин Франклин категорически не употреблял пива, как его коллеги по типографии в Англии. Он пил только чистую воду, что берегло его здоровье и сбережения.
"Я убедился, что глупо жить в ссоре с теми, с кем приходится постоянно иметь дело" - говорит Бенджамин, вспоминая, как ему пришлось уплатить лишние деньги как "вступительный взнос" при переходе из печатников в наборщики. Несмотря на заступничество хозяина, ему все же пришлось прийти на уступки коллегам, которые начали открыто "вставлять  ему палки в колеса".
  
Еще одной его особенностью было то, что он никогда не опаздывал.


"Постепенно я начал убеждаться, что истина, искренность и честность в отношениях между людьми имеют громадное значение для счастья жизни."   
  
Когда Франклин вдвоем со своим другом открыли собственную типографию, его знакомый Хауз привел к ним первого клиента, и как писал Бенджамин   "...пять шиллингов, полученные от крестья­нина, — первый плод нашей деятельности, к тому же столь своевременный, —  доставил мне так много радости, как ни одна крона, заработанная впоследствии, а чувство благодарности, которое я испытал тогда по отношению к Хаузу, не раз побуж­дало меня оказывать помощь молодым начинателям..."

Решив занятся типографией в маленькой провинции в которой уже было два учреждения подобного плана,  Франклину удалось добиться успеха только благодаря его необычайному трудолюбию. Он поздно ложиля, рано вставал и не отступал от поставленных целей практически никогда, чего бы это ему не стоило. 


 Франклин очень бережно относился к деньгам. Но кроме того, чтобы аккуратно платить по счетам и не тратить деньги попусту, он еще заботился о внешнем выражении этой бережливости. Одевался всегда просто, не появлялся в местах развлечений, на охоте, рыбалке - что обеспечило ему репутацию серьезного и дельного человека. Чтобы показать,  что он не брезгует своей продукцией, он время от времени привозил домой свои материалы так, чтобы это заметили окружающие. 
С одной стороны может показаться, что это чрезмерно, но, судя по рассказам о его конкурентах, которые придерживались практически кардинально другой позии: жили на широкую ногу, дорого одевались, ездили з аграницу и тратили деньги почем зря, они достаточно скоро обанкротились и были вынуждены всернуть свой бизнесс и доживать жизнь не в очень привлекательных условиях.

".. неудобство положения, когда один чело­век выступает зачинщиком полезного дела. Может возникнуть мнение, что благодаря этому делу он чуть возвысится над своими соседями, в то время как он именно нуждается в их помощи, чтобы осуществить свой план. Поэтому я стал по воз­можности держаться в тени и представлять свой проект как замысел многих друзей .. "  Так Бенджамин описал свои начинания при вербовке подписчиков первой созданной им общественной библиотеки. Достаточно ценное наблюдение, если учесть, что в нынешнее время конкуренция меджу людьми стала еще более ожесточенной.

"Маленькая жертва, принесенная тщеславием в настоящем, в будущем будет вознаграждена сторицей. Если же останется невыясненным, кому принадлежат заслуги, и другие, еще бо­лее тщеславные, чем ты, решатся присвоить их себе, тогда даже зависть будет расположена воздать тебе должное, ощипав присвоенные перья и вернув их истинному владельцу."



  "Чтение было един­ственным развлечением, которое я себе позволял."

"...отец внушал мне в детстве в числе других наставлений притчу Соломона: «Видел ли ты человека, проворного в своем деле. Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми». Поэтому я смотрел на трудолюбие как на средство достижения богатства и положе­ния в обществе, и это поддерживало мое рвение ."
 
"Английская поговорка гласит: «Если хочешь преуспеть, проси об этом свою жену». Для меня было большой удачей, что моя жена была такой же трудолюбивой и бережливой, как и я сам." 

Они жили очень скромно, не нанимали лишней прислуги, жена помогала ему в работе, чем только могла. Обстановка их дома была самой простой, а обед - самым скромным. но, тем не менее,
"... роскошь вкрадывается в семьи и делает успехи, невзирая ни на какие принципы: однажды утром я на­шел свой завтрак в китайской чашке с серебряной ложкой! Они были куплены без моего ведома моей женой специально для меня и обошлись ей в колоссальную сумму двадцать три шиллинга; она думала, что ее муж заслуживает серебряной ложки и китайской чашки так же, как и любой из его соседей, — вот единственное, что она могла привести в оправдание своей покупки. Это было первым случаем появления столового се­ребра и фарфора в нашем доме; с течением времени, по мере роста нашего богатства их количество возросло и достигло стои­мости нескольких сотен фунтов."


   "Я никогда не утрачивал некоторых рели­гиозных принципов. Например, я никогда не сомневался в су­ществовании бога, в том, что он создал мир и управляет им своим провидением, что бог более всего любит делать добро людям, что наши души бессмертны и что все преступления будут нака­заны, а добродетель вознаграждена здесь или в будущей жизни."
 Религиозность Франклина была большей степени направлена на ее моральную чторону, поэтому он благожелательно относился к представителям других религий. Но сам в церкви появлялся достаточно редко, предпочитая учение в воскресенье посещению проповеди скучного местного священника. Он молился собственоо сочиненной молитвой, озаглавленной  «Пункты веры и действия религии».


Бэнджамин всегда стремился жить правильно, добродетельно. И хотел искоренить вредные привычки вовсе. Для начала он составил список из 13 пунктоа, в котором перечислил те добродетели, которыми должен обаладать человек (по его мнению) и снабдил их наставлениями. Приведу их список:

1. Воздержание. Есть не до пресыщения, пить не до опьянения. 
2. Молчание. Говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.
3. Порядок. Держать все свои вещи на их местах; для каждого занятия иметь свое время.
4. Решительность. Решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.
5. Бережливость. Тратить деньги только на то, что приносит благо мне или другим, то есть ничего не рас­точать.
6. Трудолюбие. Не терять времени попусту; быть всегда занятым чем-либо полезным; отказываться от всех ненужных действий.
7. Искренность. Не причинять вредного обмана, иметь чистые и справедливые мысли; в разговоре также придержи­ваться этого правила.
8. Справедливость. Не причинять никому вреда; не со­вершать несправедливостей и не опускать добрых дел, кото­рые входят в число твоих обязанностей.
9. Умеренность. Избегать крайностей; сдерживать, на­сколько ты считаешь это уместным, чувство обиды от неспра­ведливостей.
10. Чистота. Не допускать телесной нечистоты; соблю­дать опрятность в одежде и в жилище.
11. Спокойствие. Не волноваться по пустякам и по по­воду обычных или неизбежных случаев.
12. Целомудрие. .......................
13. Скромность. Подражать Иисусу и Сократу.  
Далее в книге опысывается, каким именно путем Франклин пытался им следовать, каких успехов и поражений достиг. Очень занимательная часть повествования.  
Позже Франклин решил создать общество Свободных и Спокойных - мировое общество добродетельных людей, которые заботились бы о благополучии всего человечества в противовес политическим партиям, члены которых думают прежде всего о своих личных интересах и потербностях.
"Меня не останавливали грандиозные размеры предприятия, так как я всегда считал, что один мало-мальски способный человек может произвести большие перемены и совершить великие дела в мире, если он предвари­тельно разработает хороший план и, отказавшись от всех раз­влечений или других занятий, которые могут его отвлечь, по­святит все свое внимание и силы выполнению этого плана. "
И, хотя Бенджамин Франклин совершил в жизни немало хороших и добродетельных начинаний, организации этого общества так и не суждено было случиться.
В своей газете Франклин отказывался печатать заказные клеветнические статьи, а также любые публикации, которые могли осквернить кого-либо.
Он был убежденным приверженцем женского образования и развития в частности. Он чситал, что это может сослужить хорошую службу женщинам в любой трудной жизненной ситуации, и поможет намного больше, чем танцы и вышивание.
"...Я считал, что лучше читать хорошие проповеди, написанные другими, чем свои, да плохие..." - это изречени касалось ситуации, произошедшей с одним весьма успешным с свое время проповедником, когда обнаружилось, что он обладал феноменальной памятью и просто пересказывал когда-либо услышанные или прочитанные труды.
Самостоятельно изучив французский, испанский, итальянский и латынь, Бенджамин пришел к выводу, что именно в такой последовательности эти языки и слудует учить, потому как лучше идти от простого к сложному, от употребляемого языка к мертвому.
Интересна еще одна цитата о " справедливости усвоенного мною старинного изречения, которое гласит: «Тот, кто однажды сделал вам добро, охотнее снова поможет вам, чем тот, кому вы сами помогли».
"..привожу урок молодым людям, занимающимся ведением чужих дел, чтобы они всегда вели счета с большой четкостью и пун­ктуальностью. Эти качества служат лучшей рекомендацией в глазах нанимателей и лучшим залогом успеха в делах."

Кроме того, что Франклин был талантливым бизнесменом и выдающимся общественным деятелем, он еще и был исследователем и изобретателем. На его долю можно приписать новувю конструкцию печи, разработку уличных фонарей и много других интересных вещиц.


  
   "Человеческое счастье создается не столько большими удачами, которые случаются редко, сколько небольшими каждодневными улучшениями." 

 
 
"Самые лучшие общественные меры редко принимаются в результате предварительного мудрого размышления; обычно они диктуются обстоятельствами."

"... по моим наблюдениям, такие умело дискутирующие, всем противоречащие и все опровергающие люди обычно бывают несчастливы в своих делах. Они иногда одерживают победу, но никогда не завоевывают доброжелательного отношения, которое было бы им гораздо полезней."   

Бенджамин Франклин был твердо уверен в  том, что работа отлично влияет на настроение людей и их позитивное отношение к окружающему миру. Поэтому он сам был очень деятельным и другим советовал постоянно занимать себя чем-то. Только не бездельничать, ибо это приводит к апатии, снижению жизнерадостности и недовольству собой и другими.


  "...Я возра­зил, что некоторые из таких браков, заключенных не по вза­имному выбору, могут оказаться очень несчастливыми. «То же может случиться, — ответил мой собеседник, — если вы позво­лите выбирать им самим». Этого я, действительно, не мог отри­цать."

 
 
И, напоследок хочу пожелать прочесть эту книгу самостоятельно. Среди необыкновенных людей мира сего, с которых стоило бы брать пример, Бенджамин Франклин стоит чуть ли не на первом месте. Его личность достойна уважения, а жизнь - внимания, обращенного на нее посредством прочтения автобиографии.  Думаю, это будет достаточно познавательно для каждого.

Тут же выкладываю саму книгу. Надеюсь, кому-то пригодиться.

1 комментарий:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...